Заполните форму

Наименование организации
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Текст
г. Москва: (495) 543-42-71 (многоканальный)
  • «Аудит закупочной деятельности»
    Подробнее
  • Получение ЭЦП и аккредитация на электронных площадках
    Подробнее
  • Представление интересов в контролирующих органах
    Подробнее
  • Правовое сопровождение торгов на право аренды или продажи государственного и
    муниципального имущества
    Подробнее
  • Услуги специализированной организации в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ
    Подробнее

Изменения закупочных процедур в 44 -ФЗ

Одновременно со всеми изменениями, нововведения затронули и перечень способов осуществления закупок. В соответствии с 44-ФЗ содержание закупок стало более детальным, а указание на выбор способа их проведения более конкретным. Перечень их также значительно преобразовался и позволяет заказчику выбирать способ закупки из более широкого списка:

  • Конкурентные способы:
    • Открытый/закрытый конкурс;
    • Открытый/закрытый конкурс с ограниченным участием;
    • Открытый/закрытый двухэтапный конкурс;
    • Электронный аукцион;
    • Закрытый аукцион;
    • Запрос котировок;
    • Запрос предложений.
  • Закупка у единственного поставщика.


Подробнее: 

  • Открытый/закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • Открытый/закрытый двухэтапный конкурс;
  • Запрос предложений.

В новых процедурах довольно точно проводится разграничение оснований для использования каждого из возможных способов. Это позволит заказчику выбирать наиболее подходящую процедуру закупки, повышая тем самым эффективность всего закупочного процесса. Помимо этого, используя данные процедуры, заказчик сможет развивать конкуренцию и в итоге получить товар, работу или услугу наилучшего качества по лучшей цене.

Открытый конкурс с ограниченным участием

По нормам 44-ФЗ под процедурой открытого конкурса подразумеваются торги, информация о которых сообщается неограниченному количеству участников и победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта.

Открытый конкурс с ограниченным участием это разновидность конкурса, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц. Главное отличие такой процедуры заключается в необходимости предквалификационного отбора участников. Извещение о проведении процедуры публикуется в ЕИС не более чем за двадцать дней до даты ее проведения. Срок предквалификационного отбора не превышает десяти дней с момента вскрытия конвертов или открытия доступа к электронным заявкам. Рассмотрение и оценка заявок составляет не более десяти дней с момента проведения предквалификационного отбора.

Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:

  • При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ № 1089 от 28.11.2013 г. );
  • При выполнении работ:
    • Для сохранения объектов культурного наследия;
    • Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
    • При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.

Конкурс с ограниченным участием проводится по такой же схеме, как и обычный конкурс, но с некоторыми изменениями:

  • В извещение о проведении закупки обязательно вносятся дополнительные требования к участникам; извещение размещается заказчиком в единой информационной системе (ЕИС) (до начала работы ЕИС все необходимые документы публикуются на ООС zakupki.gov.ru)
  • Заявка на участие в такой процедуре должна также содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям;
  • Предквалификационный отбор является новым обязательным этапом, в ходе которого заказчик выясняет соответствие участников дополнительным требованиям, и только потом оцениваются поданные ими заявки;
  • Результаты проведения отбора фиксируются в протоколе и размещаются в единой информационной системе;
  • Если при предквалификационном отборе ни один участник не соответствует дополнительным требованиям или такой участник только один, конкурс с ограниченным участием признается несостоявшимся.

Открытый двухэтапный конкурс

Законом №44-ФЗ вводится новое понятие - двухэтапный конкурс. Под открытым двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а победителем признается участник, принявший участие в проведении обоих этапов конкурса и предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Извещение о проведении процедуры публикуется в ЕИС не более чем за двадцать дней до даты ее проведения. Срок проведения первого этапа составляет не более двадцати дней с момента вскрытия конвертов или открытия доступа к электронным заявкам. Срок проведения второго этапа — не более чем двадцать дней с момента подачи заявок.

Необходимо отметить, что заказчик может назначить процедуру предквалификационного отбора, установив дополнительные требования к участникам закупки.

Заказчик имеет право на проведение такой процедуры, только при соблюдении одновременно двух условий:

  • Поставщик определяется для поставки и выполнения работ следующих видов:
    • Проведение экспериментов, научных исследований, проектных работ, изысканий, заключение энергосервисного контракта;
    • На поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
    • Для создания и исполнения произведений литературы и искусства.
  • Для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

При проведении открытого двухэтапного конкурса следует руководствоваться нормами, установленными для открытого конкурса. Тем не менее, нужно отметить дополнительные требования к новому способу закупки.

Важной особенностью двухэтапного конкурса является:

  • Возможность уточнения характеристик объекта закупки и критериев оценки заявок в ходе его проведения;
  • Проведение такой процедуры в два этапа.

На первом этапе проведения участники подают предварительные заявки без указания конкретной цены и без предоставления обеспечения. Заказчик рассматривает заявки, и после завершения первого этапа может уточнить любое требование к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупок. После этого, всем участникам сообщаются внесенные изменения и сведения публикуются в единой информационной системе;

На втором этапе проведения участники, заявившие себя на первом этапе конкурса, подают заявки на участие с указанием цены, в соответствии с внесенными изменениями. Однако, участники имеют полное право отказаться от дальнейшего участия в конкурсе. Но принять участие в конкурсе смогут лишь те лица, которые заявили себя на первом этапе процедуры.

Не секрет, что не все заказчики обладают опытом в составлении грамотного технического задания, но проводя закупку данным образом, заказчик сможет обсудить и изменить показатели для приобретения необходимого товара, работ или услуг.

Закрытые процедуры проведения закупок

Закрытые способы определения поставщиков — это процедуры, при которых информация и документация о закупке направляется ограниченному кругу лиц, способных выполнить или поставить необходимые работы, услуги и товары.

Закрытые способы закупки применяются только в случае:

  • Закупки товаров, работ и услуг для нужд РФ, если сведения о таких нуждах являются государственной тайной;
  • Закупки товаров, работ и услуг, составляющих государственную тайну, и сведения о которой содержатся в документации о закупке;
  • Закупки услуг:
    • По страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов,
    • По страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
    • По страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых во временное владение и пользование, в том числе в связи с проведением выставок.
  • Закупки услуг по уборке помещений и услуг водителей для деятельности судей и судебных приставов.

Отличительными чертами закрытых процедур являются:

  • Ограничение круга участников;
  • Протоколы предквалификационного отбора и рассмотрения заявок не публикуются в единой информационной системе;
  • Не ведется аудио- и видеозапись.

Закрытый двухэтапный конкурс

Закрытый двухэтапный конкурс - это конкурс, при котором информация о проведении процедуры и конкурсная документация направляются заказчиком ограниченному кругу лиц, способных осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, в случаях, при которых применяются закрытые виды закупок (рассмотренные нами ранее). Извещение о проведении процедуры публикуется в ЕИС не более чем за тридцать дней до даты ее проведения.

Закрытый двухэтапный конкурс проводится в два этапа и победителем становится участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса.

К первому этапу проведения можно отнести подачу заявок на участие в конкурсе, без указания стоимости товара или работ. Далее заказчик рассматривает заявки и уточняет характеристики предмета конкурса и критерии оценки заявок. После внесения изменений, участникам направляется измененная документация и приглашение принять участие во втором этапе процедуры.

На втором этапе проведения участники направляют заявки с указанием цены.

Проведение закрытого двухэтапного конкурса возможно при соблюдении одновременно норм об открытом двухэтапном конкурсе (ст.57 Закона №44-ФЗ) и правил проведения закрытых способов определения поставщика (ст.84 Закона 44-ФЗ).

Применяя закрытый двухэтапный конкурс организатор сможет обсудить и скорректировать с приглашенными участниками не только описание предмета закупки, но и показатели оценки заявок.

Закрытый конкурс с ограниченным участием

При проведении закрытого конкурса с ограниченным участием информация о закупке направляется ограниченному кругу лиц, отвечающих требованиям заказчика. Победителем такой процедуры признается участник, прошедший предквалификационный отбор и предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Извещение о проведении процедуры публикуется в ЕИС не более чем за тридцать дней до даты ее проведения.

Таким образом, проведение закрытого конкурса с ограниченным участием осуществляется в соответствии с нормами закона об открытом конкурсе с ограниченным участием (ст.56 Закона№ 44-ФЗ) и положениями о проведении закрытой процедуре определения поставщиков (ст.84 Закона 44-ФЗ).

Приглашая определенных лиц к участию в таком закрытом конкурсе и предъявляя к ним конкретные требования, заказчик получает товар, работу или услугу наилучшего качества.

Запрос предложений

Запрос предложений — абсолютно новый термин в Законе № 44-ФЗ, характеризующий способ определения поставщика, при котором информация о планируемой закупке товара, работы или услуги сообщается неограниченному кругу лиц.

Одно из положительных отличий запроса предложений заключается в сроках его проведения. Документация о проведении процедуры размещается в ЕИС не более чем за пять дней до даты ее проведения. Кроме того заказчик может самостоятельно разослать приглашения к участию в процедуре лицам, способным выполнить условия контракта. Заявки на участие рассматриваются в день, указанный в извещении, а окончательные заявки подаются участниками уже на следующий рабочий день. Можно сделать вывод о том, что процесс проведения запроса предложений напоминает процедуру проведения конкурса, но запрос предложений проходит в более короткие сроки.

Победителем запроса предложений считается участник закупки, предоставивший на втором этапе окончательное предложение, которое наилучшим образом отвечает требованиям заказчика к товару, работе или услуге.

Организовать закупку таким способом заказчик вправе только в следующих случаях:

  • При закупке спортивного оборудования (экипировки) для подготовки и участия команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх;
  • При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
  • При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
  • При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч.9 ст.95 Закона № 44-ФЗ;
  • При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
  • После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
  • При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ № 35 от 18.01.01.);
  • При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).

Важной отличительной чертой запроса предложений является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.

Данная процедура проводится в несколько этапов. Сначала комиссия вскрывает конверты в присутствии всех участников запроса предложений и знакомится с заявками.

После оглашения условий, содержащихся в заявке, признанной лучшей, запрос предложений завершается и всем его участникам в течение следующего дня предлагается представить окончательные заявки. На следующий день комиссия рассматривает окончательные предложения. Участники вправе отказаться от подачи новой заявки.

Победителем признается участник, предоставивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам и которое поступило раньше остальных.